Изменения в ПДД в 2025 году

Безопасность на дороге — приоритет не только автопроизводителей, но и государства. ПДД регулярно меняют, дополняют и развивают с учетом новых автомобильных технологий, растущих мощностей машин и количества транспорта на дорогах общего пользования. В этой статье мы расскажем, что изменилось в ПДД в 2025 году, и какие законопроекты ждут автолюбителей в будущем.
Штрафы
Главная боль автолюбителей — увеличение размеров штрафов с 1 января 2025 года [1]. В среднем штрафы выросли на 50%. Затронуты все виды нарушений, которые влияют на безопасность движения. Так, наказание за непристегнутый ремень теперь составляет 1 500 рублей вместо прежней тысячи, а штраф за езду в нетрезвом виде вырос до 45 000 рублей — раньше он составлял 30 000 рублей.
Помимо этого, уменьшились скидки за оплату штрафа в определенный срок — 25% вместо привычных 50. Однако в госдуме уже предложили пересмотреть эту норму с целью разгрузки органов взыскания и поощрения водителей. Предлагается вернуть 50% скидку для оплаты в срок до 20 дней, а при оплате с 21 по 30 день с получения штрафа будет действовать скидка в 25 процентов.
Автомобилисты восприняли этот законопроект как «кошмар наяву», но стоит понимать, что штраф в 500 рублей за превышение скорости на 20–40 км/ч для большинства не является причиной для более осторожной езды, а скидка в 50 процентов звучит как «божий дар» для нарушителей. Новые нормы созданы для сокращения количества нарушений — глядя на новые «ценники», водитель еще раз подумает, нарушить ли правила и расстаться с деньгами или поехать, соблюдая все правила.
Номера без флага
Номерные таблички с «жирным» шрифтом и без флага в окне региона — способ выделиться на фоне стандартных номеров, который больше не работает. Раньше номера без флага выдавались в ГИБДД, это было связано с экономией краски, однако, такие таблички можно было получить в достаточно ограниченный период времени и до нашего времени «оригинальных» номеров без флагов почти не сохранилось.
Кто-то считает, что номера без флага или с «жирным» шрифтом дают какие-то привилегии на дороге, но это не так. На самом деле такие номера существуют из-за неточной формулировки бывшего ГОСТа. Сейчас же в новой редакции ГОСТ 50577–2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» прописаны строгие рамки внешнего вида номеров, что означает полный запрет «красивых» табличек [2].
Но данный запрет действует не на всех — если ваш автомобиль поставлен на учет до 1 января 2025, то на него требования по наличию флага не распространяются. А вот если вы прикрутили безфлаговые номера после этой даты, то при обнаружении этого нарушения сотрудниками или камерой вам грозит штраф от 500 до 5 000 рублей или лишение прав на срок до двух лет. Получается, что теперь езда с неправильными номерами приравнивается к езде без номеров.
Штрафы за музыку и выхлоп
Сразу два законопроекта по поводу нарушения тишины находятся на рассмотрении [4]. Штрафы за такие нарушения уже существуют, но новые законопроекты предлагают их ужесточить. Первый собирается увеличить штраф в 40 раз — с 500 до 20 000 рублей. Второй, который уже принят в первом чтении, дает право штрафовать автомобили и мотоциклы на 5 000–3 000 рублей.
Штраф за опасное вождение
Еще один штраф, который обсуждается не первый год, но так и не может вступить в законную силу, штраф за опасную езду. Термин «опасное вождение» существует уже давно, он означает неоправданные многочисленные перестроения, введение автомобиля в управляемый занос, несоблюдение дистанции и, конечно, превышение скорости. За каждое из этих нарушений можно оштрафовать отдельно, но самостоятельная статья должна упростить классификацию нарушения и пресечь такие действия на дорогах общего пользования.

Сейчас штраф за резкое перестроение или несоблюдение дистанции, например, составляет 1 500 рублей. Отдельно опасное вождение, по слухам, будет наказываться штрафом от трех до пяти тысяч рублей.
Штраф за отказ от остановки
Сейчас штраф за отказ от остановки по требованию сотрудника ГИБДД составляет 500–800 рублей и не имеет повторности. Почти год назад ГИБДД попросили увеличить наказание за это нарушение, и осенью 2024 года такой законопроект попал в Госдуму и прошел первое чтение [5].
Рассмотрение продолжится в этом году, в тексте законопроекта предлагается увеличить штраф до 7–10 000 рублей и ввести более жесткое наказание за повторное нарушение — лишение прав на полгода.
Регистрация без ОСАГО
С марта 2025 года из перечня обязательных документов для регистрации автомобиля убрали полис ОСАГО. Это должно сократить бумажную волокиту при постановке автомобиля на учет, но стоит помнить, что штраф за езду без страховки все еще существует — 800 рублей за первое нарушение и 3 000–5 000 за повторное.
Данная норма была принята в дополнение к видеофиксации автомобилей без ОСАГО с помощью камер. Данная система в РФ будет работать с 2026 года, но в самых продвинутых городах обещают запуск уже в этом году [3]. Штрафовать будут раз в сутки, так что за нескончаемый поток «писем счастья» переживать не стоит. В этой системе остается открытый вопрос, как камера будет понимать, вписан ли водитель в полис ОСАГО. Ведь на автомобиль страховка, может быть, и оформлена, но водителя в ней может и не быть.
Помимо введенных изменений в промежутках пересдач экзамена, изменения количества штрафных баллов и отмены автодрома, Министерство транспорта РФ готовит радикальные изменения в структуре экзамена, которые должны вступить в силу 1 июля 2025 года.
- Увеличение базы вопросов — количество тестовых вопросов возрастет до 3 000 вместо привычных 800, их содержание будет соответствовать современным дорожным реалиям, появятся новые темы и исчезнут старые, местами непонятные, формулировки.
- Интерактивные вопросы — вопросы будут иметь вариации, к каждому из них будут прилагаться от 3 до 6 картинок, которые будут появляться в случайном порядке. Это должно убрать банальное заучивание из процесса подготовки и направить внимание обучающихся на логику и понимание всего материала.
- Увеличение сроков подготовки — сроки учебы перед экзаменом возрастут. Это будет связано с увеличением учебного материала, прогнозируется рост на 30–50 часов относительно нынешних сроков, это означает, что на экзамен курсант пойдет не через полтора–два месяца, а через 3 или даже больше.
Чего ожидать в ПДД дальше
Сейчас в Госдуме находится большое количество законопроектов, которые ожидают рассмотрения. Некоторые из них даже противоречат друг другу или попадают на стол обсуждений не в первый раз — одни хотят ввести тонировку за ежемесячную оплату, а другие хотят запретить любые виды пленок на передние стекла, даже защитные.
В Госдуме предлагают разрешить тонировку передней полусферы на некоторый процент светопропускаемости, мотивируя это уменьшением температуры в салоне, что должно сократить время использование автокондиционеров и, соответственно, экономить топливо.
В очередной раз поднимается вопрос введение официального рынка «красивых» автономеров. Депутаты приводят примеры продаж номеров на рынке за миллионы рублей, обращая внимание на то, что эти деньги могли пойти в доход государства. Однако движение этого проекта уже не в первый раз замедлилось — первые мысли на этот счет появились еще 15 лет назад, и с тех пор никаких нововведений принято не было.
Если вас интересуют тексты новых законопроектов или вы хотите ознакомиться с измененными правилами, найти полную информацию можно на сайтах ГИБДД и Министерства транспорта РФ [6,7].
Источники:
- Штрафы за нарушения ПДД: что изменилось с 1 января 2025 года. Ссылка на ресурс: https://www.consultant.ru/legalnews/27342/
- ГОСТ 50577-2018. Ссылка на ресурс: https://docs.cntd.ru/document/1200160380
- Путин поручил запустить камеры, выявляющие новое нарушение. Кого накажут. Ссылка на ресурс: https://www.autonews.ru/news/6834572f9a79473f10cde8ee
- Госдума регулирует звук выхлопа. Ссылка на ресурс: https://www.kommersant.ru/doc/6112235
- Законопроект № 542769-8 «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях». Ссылка на ресурс: https://sozd.duma.gov.ru/bill/542769-8#bh_histras
- ГАИ. Официальный сайт https://госавтоинспекция.рф/
- Минтранс РФ. Официальный сайт https://mintrans.gov.ru/









